Плутарх, Застольные беседы, IX.740 B (слова Ламприя): “... Платон вообще часто играет словами*, а там, где он к рассуждению о душе присоединяет некий миф**, он тем более охотно обыгрывает потаенный смысл слова. «Так, чтобы обозначить природу неба, он называет его крылатой колесницей***, имея в виду гармоническое обращение космоса; ...»” [пер. Я. М. Боровского; цит. по: Плутарх, 167].
*Ср. С. С. Аверинцев, “Классическая греческая философия как явление историко-литературного ряда”. — Новое в современной классической филологии. М., “Наука”, 1979, 41-80.
**Противопоставление “мифа” “логосу”: Тимей 29 B-D; Федр, 246 A.
***Возможно, сближение Плутархом души и неба основано на том, что Платон обосновывает бессмертие той и другого через их вечное и не имеющее внешнего источника движение (Федр, 245 C - 246 A). [Прим. И. И. Ковалевой].
Плутарх, Застольные беседы. Ленинград, “Наука”, 1990.
Плотин, II. 3 [52]. 13. 14 H. — S.: “Среди одушевлённых существ у одних характер движения неопределён, поскольку они «бичом пасутся» [ср. Гераклит, фр. 11 DK = 80 Markovich: “всякая тварь бичом пасётся”], как, например, у запряжённых в колесницу коней, прежде, нежели возница определит им направление бега, природа же разумного животного имеет возницу в самой себе” (пер. А. В. Лебедева; цит. по: [Фрагменты, 238]).
Плутарх, Пир семи мудрецов, 155a-b: Эзоп подтрунивает над Анахарсисом: “«Дома у него нет, и бездомностью своею он гордится; а живет он в повозке так, как Солнце, говорят, в своей колеснице объезжает в одну пору одну сторону неба, а в другую пору — другую».
«Потому-то, — сказал Анахарсис, — этот бог и есть единственный свободный, или хотя бы самый свободный из богов: он живет по собственному закону, он всевластен и никому не подвластен, он царствует и держит бразды. А как колесница его безмерно прекрасна и величественна, ты, верно, и не заметил, иначе не стал бы на смех сравнивать ее с вашими. Ты же, Эзоп, как видно, считаешь домом* вот эти земляные, деревянные и глиняные заслоны, — все равно как если бы ты считал улиткою только раковину, а не ту, кто в ней живет»” [пер. М. Л. Гаспарова; цит. по: Плутарх, 252].
*“Дом — это не стены, а люди” (Ксенофонт, Домострой, I. 5) [прим. М. Л. Гаспарова]. Ср. также изречения спартанских полководцев.
Ответ Анахарсиса удивительным образом перекликается с Федром.