andrei_koval (andrei_koval) wrote,
andrei_koval
andrei_koval

Category:

Как белуга







 И белуга, и белуха несомненно названы по цвету: белуга — по цвету нижней части туловища, а белуха — наружного слоя кожи взрослых животных. Что касается известной поговорки «ревёт как белуга (или белугой)», то, конечно, это может относиться только к белухе. Правда, о способности этого морского зверя реветь нам известно очень немного. Причём наблюдатели говорят собственно не о рёве, а о вздохах белухи. По словам А. М. Никольского («Летние поездки натуралиста», 1900 г., 228), в часы отлива весной белухи часто остаются под речным льдом, и стоящим на льду в это время «случается слышать вздох белухи под самыми ногами». Скорее же всего в этом случае имеет место простое смешение зоологических данных: белухе приписывается то, что писал Крашенинников (I, 262) о больших камчатских тюленях: «нет ничего противней человеку необычайному, как странной рёв их».

Охота на белуху (поми). Важное место в морском промысле нивхов занимала охота на белуху (поми). В научной литературе можно встретить название поми чо — “белуха рыба”. Слово “чо” (“рыба”), видимо, приведено по незнанию языка. Название поми бытовало и у сахалинских айнов [Таксами, 28].
 Обычно нивхи охотились на тюленей и белух с гарпуном веhл. Хороший охотник мог метнуть такой гарпун на расстояние до 20 м. Он состоял из древка длиной около 3 м с насаженной на него железной острогой чамрах. Наконечник гарпуна был снабжён прочным ремнём из нерпичьей кожи, длиной 15—20 м.
 При промысле белухи охотники обычно объединялись в небольшие группы. Взяв с собой гарпун, они садились в большую лодку и преследовали белух в море, в Амурском лимане и в заливах. Особенно успешной бывала охота на белуху в августе-сентябре, когда она, питаясь кетой, заходила за косяками в заливы и реки. В это время можно было увидеть громадные, ослепительной белизны тела животных, которые, играя и ныряя в волнах, входили в Амурский лиман, поднимались далеко по Амуру и спускались обратно к морю. Лучший охотник с гарпуном устраивался в носовой части лодки. Многовёсельная лодка быстро нагоняла зверя. Приблизившись на нужное расстояние, охотник метал гарпун в белуху в тот момент, когда та начинала всплывать. Гарпунер бросал гарпун с таким расчётом, чтобы попасть в голову. Раненый зверь уходил вглубь, волоча длинный ремень и таща за собой лодку. Это бывало небезопасно для охотников. В таком случае они выбрасывали в воду 2-3 надутых пузыря сивуча, связанных ремнём с древком. Древко вместе с пузырями служило поплавком. По пузырям и древку охотники следили за зверем. Когда он выбивался из сил, его подтягивали к лодке и добивали. Чаще всего зверя буксировали по воде и затем вытаскивали на берег, где и разделывали.
 В уникальных рисунках нивха Мытка, сделанных в 1931 г., изображены важнейшие этапы охоты на белуху . Мы видим, что на лодке находится 9 человек, из них 8 гребцов, в том числе два метальщика копья: один на носу, второй — в средней части лодки. По этим рисункам видно, что в одного зверя иногда бросали два гарпуна.
 Исходя из особенностей промысла на белуху, Л. И. Шренк усматривает связь культуры нивхов с культурой жителей полярных стран .
 «Как и старые лобовые сети, такие орудия нивхи называли тола ке — “толстая сеть”. В такие сети изредка попадали тюлень пыhи и дельфин (поми). <...> Нивхи добывали тюленей (нерп, сивучей) и даже дельфинов сплавной сетью» [Таксами, 36].
 «Коллективное распределение добычи нивхи соблюдали при промысле всех видов морских животных, в том числе и белух. Коллективный принцип распределения продуктов морского рыболовного промысла ещё долго сохранялся в быту нивхов. Даже и сейчас его строго соблюдают люди старшего поколения» [Таксами, 40].
 «Не менее сложный обряд существовал у нивхов и в связи с поеданием мяса белухи. Нивхи развешивали черепа на деревьях. Были специальные места для складывания костей морских животных, а также кладбища их черепов. Складывали кости белух, морских львов, китов. Для этого делали настил прямо на берегу реки или моря, где освежевали зверя. На такой настил складывали все кости, кроме черепов.
 Жители сел. Тахта, стоящего в ста километрах от устья Амура, черепа белух и морских львов уносили в лес невдалеке от берега и натыкали на шесты или вешали на дерево. Видимо, больше всего натыкали на рогатинообразные шесты, которые специально связывались лыком, чтобы не упали. <...> нивхи именно с кладбища черепов “кормили” Амур, море, воду. Во время “кормления” черепа смазывали едой, на шестах вешали табак, саранки, юколу, траву и др. Бросая еду в воду, нивхи кричали: “Ырклу? Ыркра!” — “Хватит ли? Хватит!”. И перед уходом домой каждый просил: “Пришли нам рыбу, пришли нам белуху”.
 У нас пока мало материалов, характеризующих обряды, связанные с промыслом и поеданием белух, морских львов, китов и других крупных зверей. Но даже немногие сведения, приведённые выше, свидетельствуют о том, что обряд их поедания во многом схож с обрядом поедания медведя. Особенно много аналогий в плане “захоронения” их костей. Основные кости белух и морских львов собирали и складывали на настиле вблизи берега, а головы хранили отдельно, так же как и медвежьи. На местах их хранения ежегодно дважды устраивали “кормления воды”. У нивхов бытовало представление о том, что белуха, морские львы и другие морские звери при наличии всех костей уходят в море и, обрастая мясом, возвращаются обратно. Потому-то их кости и собирали в одно место. Таким образом, представление об умирающем и воскресающем животном распространилось и на морских зверей» [Таксами, 73-74].

 Часто нивхи делали изображения белух: на посуде, ложках, утвари, на тканях и т. п., а также резные фигурки из дерева или кости. На деревянных изображениях белух были изображения глаз, рта, хвоста и плавников. На голове у некоторых были маленькие углубления, представлявшие отверстия для выбрасывания воды. Длина таких фигурок достигала 30 см. Скульптурное изображение белухи с человеком на спине хранится в фондах ГМЭ [Таксами, 179].  
Tags: ума холодных наблюдений
Subscribe

  • Свои мощи -- ближе к телу!

    … когда Гауденций получал и водружал свои мощи в Брешии… (Браун П. Культ святых: Его становление и роль в латинском…

  • Однокопытный солипсист

    Что солипсизм явление … ммммм…. не вполне доброкачественное -- ясно, думаю, всем. Но, может быть, лучше всех сумел…

  • Две тетери

    Отсутствие стихотворных форм, признанных русской культурой аналогами древнеиндийским. Вот верный симптом: до сих пор даже наши…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments