andrei_koval (andrei_koval) wrote,
andrei_koval
andrei_koval

Categories:

Сокотра 26: ФФФ -- Филосторгий о Феофиле в изложении Фотия

 





Вот черновой вариант перевода самого пространного рассказа о деяниях Феофила по Филосторгию («Церковная история», 3. 4-6):

 4. Он <Филосторгий; перед нами же пересказ Фотия!> говорит, что Констанций отправил посольство к тем, кого прежде называли Сабеями, а теперь зовут Гомеритами. Этот народ образовался от потомков Хеттуры и Авраама. А обширную эту страну эллины называют Аравией и Счастливой; расположена она у самого «внешнего» (ἐξωτάτω) Океана, главный город Саба – из него-то и прибыла царица к Соломону. Этот народ собершает обрезание мальчиков на восьмой день; они поклоняются Солнцу, Луне и местным демонам. Немало также иудеев с ними смешалось. 

         И вот Констанций отправляет к ним посольство, ставя себе целью обратить их к благочестию (εὐσέβεια). Он замышлял роскошными дарами расположить к себе предводителя народа и таким образом изыскать возможность засеять его страну семенами благочестия. Задумывает он также обеспечить храмом тех из ромеев, кто туда приезжает, и выстроить его также для тех туземцев, которые склонятся ко благочестию. Послам он приказал щедро нести расходы и на строительство.

         В числе тех, кто возглавлял это посольство, был и Феофил Инд. Встарь (πάλαι), когда Константин встарь (πάλαι) царствовал, <то Феофил>, будучи ещё в нежном возрасте, был послан в качестве заложника (καθ’ὁμηρίαν) от так называемых дивенов (Διβηνῶν) к ромеям. У них страна-остров Дивус (Διβοῦς),  имя которого и они <сами> производят от индов. Так вот: этот самый Феофил, проведя среди ромеев немало времени, а также приведя свои нравы в полнейшее соответствие с добродетелью, славу о себе – с благочестием, избрал житие затворника, но при этом был возведён в степень диаконов: священнодеятельные руки возложил на него Евсевий. Но это было раньше, а войдя в состав посольства, он согласился принять исповедание веры (ἀξίωμα) от равнославных (τῶν μοδόξων).

         Констанций же торжественно, в высшей степени удовольствованный, отправил посольство, а вместе с ним доставил на коневозных судах около 200 самых породистых коней из Каппадокии, а также послал много других даров для того, чтобы обеспечить самое роскошное зрелище и очаровать <Гомеритов>.

         Добравшись до сабеев, Феофил попытался убедить вождя народа и уметь почитать Христа, и уклоняться от эллинского заблуждения. А свойственный иудеям образ мысли <здесь, видимо, лакуна, явно обрывается фраза, непонятно!> … благодаря поразительным деяниям Феофила, и единожды и дважды безропотно принявшего веру во Христа, противное движение погрузилось в глубокое и вынужденное молчание. В конце концов цели посольства были достигнуты, и народ, властитель которого по чистоте разумения склонился ко благочестию – он три церкви, а не одну, воздвиг в стране, причём не на те средства, которые предоставили послы от щедрот василевса, а на те, которые он сам охотно дал из местных богатств: ибо он, созерцая деяния Феофила, ревностно воспылал честолюбивым желанием не уступить ему ни в чём. Из церквей же он возвёл одну в самой столице всего народа, именуемой Тафар (Τάφαρον); другую устроил в ромейском торговом поселении, обращённому вовне к Океану; называют это место Аданой (Ἀδάνη); сюда обычно приставали и те, кто прибывал от ромеев; а третью – в другой части страны, в которой известно персидское торговое поселение, лежащее возле устья тамошнего Персидского моря.

 

А ДАЛЬШЕ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

 5. Феофил же, устроив у Гомеритов всё, что было возможно сделать и что позволило время, а также освятив церкви и украсив их, как мог, украшениями, отплыл на остров Диву (Διβοῦ νῆσον), который, как раньше говорилось в этом сочинении, был его родиной, а оттуда прибыл в другую Индию (Ἰνδική), и многое из того, что у них делалось неподобающим образом, исправил. Ведь они совершали слушание евангельских чтений сидя, и творили кое-что другое, чего не предписывает божественное установление. Но он, всё это без исключения снова у них боголюбиво (θεοφιλές) упорядочив во благоговение, укрепил и учение (δόγμα) Церкви. А этот нечестивец <Филосторгий> утверждает, что они не нуждались в толковании, исправляющем богопочитание, потому что с самого начала безупречно исповедовали гетерусию!

         6. Из этой великой Аравии <Феофил> отправляется к эфиопам, именуемым Ауксумитами, обитающим на первых берегах Эритрейского моря, которое там целиком образует Океан, изгибаясь заливом. Это Эритрейское сильно растянуто, разделяется на два неких залива. В его египетской части идёт Клисма, на которой завершается <часть>, носящая это название; через неё встарь израильтяне, убегая от египтян, перешли канал, не замочив ног. Другая же часть проходит по Палестине, возле города, издревле называемого Аэйла (Ἀειλά). Но ту часть Эритрейского моря, что находится слева для «внешних», занимают Ауксумиты, называемые так по своей столице: Ауксумида зовётся у них столица. А перед этими Ауксумитами, во внешней части на подступах к Океану на востоке, живут Сиры, которых так называют и тамошние обитатели. Александр Македонский, возвращаясь из Сирии, поселил их там, и они до сих пор говорят на родном языке. Все они страшно чёрные, потому что жаркие лучи солнца их поджаривают. У них прекрасно урождается и ксилокассия, и кассия, и киннамон, и слонов там множество.

         6. Вот до них Феофил не добрался; но, прибыв к Ауксумитам и приведя там дела в порядок, он предпринял возвращение к Ромеям. По возвращении он удостоился многих почестей от василевса, но увидеть родной город ему не довелось. Равнославные в целом взирали на него как на статую (ἄγαλμα) из-за его добродетели. 


Tags: Сокотра
Subscribe

  • Свои мощи -- ближе к телу!

    … когда Гауденций получал и водружал свои мощи в Брешии… (Браун П. Культ святых: Его становление и роль в латинском…

  • Однокопытный солипсист

    Что солипсизм явление … ммммм…. не вполне доброкачественное -- ясно, думаю, всем. Но, может быть, лучше всех сумел…

  • Две тетери

    Отсутствие стихотворных форм, признанных русской культурой аналогами древнеиндийским. Вот верный симптом: до сих пор даже наши…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments

  • Свои мощи -- ближе к телу!

    … когда Гауденций получал и водружал свои мощи в Брешии… (Браун П. Культ святых: Его становление и роль в латинском…

  • Однокопытный солипсист

    Что солипсизм явление … ммммм…. не вполне доброкачественное -- ясно, думаю, всем. Но, может быть, лучше всех сумел…

  • Две тетери

    Отсутствие стихотворных форм, признанных русской культурой аналогами древнеиндийским. Вот верный симптом: до сих пор даже наши…