andrei_koval (andrei_koval) wrote,
andrei_koval
andrei_koval

Category:

Христианский культ Маккавеев

 

 


Schatkin
, Margaret. The Maccabean Martyrs. // Vigiliae Christianae 28, № 2 (1974), pp. 97-113


Уверенно датирует гибель мучеников 197 г. до н. э.

1876 г. – новое открытие мощей Маккавеев

Христиане всегда стремились завладеть мощами святых, в том числе ветхозаветных. Мощи Захарии были раскопаны в Элевтерополе в Палестине в начале V в. (Созомен, ЦИ, 9. 17).

Феодосий Великий доставил в Константинополь из Кизика голову Иоанна Крестителя и построил для неё базилику (Созомен, ЦИ, 9. 17). При Юстиниане в Александрии была выстроена церковь, где хранились мощи Троих Отроков (Acta Sanctorum Novembris, Tomi II Pars Prior, Bruxellis 1894, LXXX).

 Но только мученики Маккавеи поминаются и в синагоах, и в церквях, и их значение в христианстве несравненно превосходит всех других ветхозаветных персонажей. 

 Место мученичества. Иерусалим или Антиохия? Шаткина голосует за Антиохию.

 

 Аргументы все известные. Присутствие Антиоха в Антиохии; владение арамейским и греческим; традиция «третьего пленения»; Сирийский мартиролог Райта про Шамуни.

 

 О культе Маккавеев в Антиохии: св. Иоанн Златоуст, св. Иероним. 

 

 

Иоанн Малала. Зевс Касийский, храм на горе Касий. Напротив – «вечно рыдающая» гора Сильпий, где были замучены (там что-то вроде селя сходило, что ли). Храм Зевса Керавния?  

 По кард. Рамполла, Маккавеи были похоронены в Керавне, в синагоге, построенной при Селевке Никаторе. Свидетельство Малалы подкрепляется арабской версией топограф. описания Антиохии (VI в., Codex Vaticanus Arab. 286, s. XVI-XVII). Синагога стала храмом св. Ашмунит. Напротив, св. Августин утверждает, что храм был выстроен христианами (Sermo 300, 6).

 Ниссим ибн Шахин: над останками мучеников была выстроена синагога, первая после разрушения Второго Храма в

70 г. В раввинистических источниках мать носит имя Мириам или Ханна, не Ашмунит.

Оберман считает, что синагога была построена от 70 до 135 г

 

. в Иерусалиме, а не в Антиохии. 

Противоречие между Малалой и ибн Шахином разрешается в пользу ибн Шахина.

 Захоронения в синагогах. Могилы Езекии в Иерусалиме, Самуила в Раме. В Средние века это стало нормой. 

Когда останки Маккавеев перешли ко христианам?

В доникейскую эпоху Маккавеи считались примером для подражания, но их культа не было. Первое его свидетельство – в Сирийском мартирологе. Второе свидетельство – 15 Речь св. Григория Назианзина (ок. 365 г.)

 Св. Иоанн Златоуст первым упоминает их мощи (386-398 гг., О Макк 1. 1.). Из другой речи, в 398-

399 г., ясно, что в Константинополе их культ ещё не устоялся.

Св. Августин 391 г.

Феофил Александрийский 404 г.: культ «по всему христианскому миру».

 Шаткина считает, что христиане завладели мощами и синагогой в начале IV в. Перечисляет ряд случаев захвата синагог в это время: в Мавритании, в Испании, в Эдессе.

 

На это смотрели сквозь пальцы, хотя закон от 412 г. велел возвращать отнятые синагоги. Но в 423 г. был издан новый закон, оправдывающий захваты.

 Примерно так обстояло дело и с синагогой в Антиохии. Возможно, её захват был ответом на движение «иудействующих» христиан в Антиохии. Одновременно Церковь присволил себе такие иудейские священные места, как дуб в Мамвре и могила патриархов в Хевроне. 

 Кард. Рамполла утверждает, что при Юстиниане останки Маккавеев были перенесены из Антиохиии в Константинополь, а оттуда – частично – в Рим. В 

626 г. в Галате была церковь, посвящённая Маккавеям. Но уже в 398-399 г. из речи Златоуста явствует существование как минимум часовни.

Римский Мартиролог: Папа Пелагий I (556-561 гг.) поместил останки Маккавеев в храм Петра в Узах: Corpora sanctorum condens ibi Macabeorum.

Но культ в Риме был ещё раньше. Папа Лев Великий (440-461 гг.), In natali sanctorum septem fratrum martyrum Machabeorum.

И базилика св. Петра, и Маккавеи праздновали в августовские календы.

 

В 1876 г. в храме св. Петра под престолом был обнаружен саркофаг (IV-V вв.), предположительно содержащий останки Маккавеев. Семь отделений, в каждом платок с костями и пеплом. Латинская надпись:

 

in his septem loculis

condita sunt os

sa et cineres sanctorum

septem fratrum ma

chabeorum et amborum

parentum forum ac innu

merabilium aliorum sanctorum

 Ошибочное называние Элеазар отцом братьев, по Рамполле, возникло в Константинополе в силу неверного прочтения св. Григория Назианзина. 

 В XII в. св. Бернард Клервоский написал речь о том, что Маккавеи единственные иудейские мученики, признаваемые в христианстве, потому что они исповедники (Ep. 98. 2-4).

 

Но эту мысль высказывал ещё в IV в. Гауденций из Брешии.

 
А св. Иоанн Златоуст ставит Маккавеев даже выше христ. мучеников, потому что они сражались ещё до того как врата Сатаны были сокрушены («Об Элеазаре» 2).    

 

Tags: lectiones
Subscribe

  • Обои (к предстоящим выборам)

    Тут вот Осипа Эмильевича неции в пророки прочат… пророчат… квадрига дескать... Оно чево. Оно за милую душу. Но:…

  • Ниспосылочка (для студентов-религиоведов)

    Тут наконец нам, «овощам», объяснили -- Кто, кого и откуда нам внизпослал. Уже поди знают все:…

  • Гроза

    Собирается гроза. Над нашей страной собирается гроза. Это все чувствуют, но так выражают по-разному … в зависимости…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments