Тут маленькие выписки. Собственно, то, что в Химьяре происходило, не могло не откликнуться на Острове. И вот важная новая тема: иудейский или иудео-христианский элемент. Что-то я об этом ничаво не слыхал применительно к Сокотре.
Аржанов Ю. Н. К истории христианства и иудаизма в дохристианской Аравии. // Символ, № 55 (2009), Москва-Париж, сс. 287-307
<с. 287>
Гонения на христиан в Химьяре в 518-525 гг. при Зу Нувасе, исповедовавшем иудаизм. Конец им положило вторжение эфиопского войска под командованием негуса Элла Асбеха, утвердившего христ-во во всей Счастливой Аравии.
<с. 288>
Сирийская
«Книга химьяритов». Издана в
В Хирте сильное положение занимала восточносирийская («несторианская») Церковь.
Греческое «Мученичество Арефы» (сер. VI в.)
<с. 289>
Иудей Зу Нувас солидаризируется с несторианами в представлении об Иисусе Христе, противопоставляя их монофизитским взглядам жителей города Награн.
<с. 292>
Моисей,
епископ Химьяра (восточносир.)
Гонения на юге Аравии были обращены против монофизитской Церкви, ориентировавшейся на Аксум и Византию.
Несторианская «Хроника Сеерта» (XI в., по-арабски)
<с. 293>
Христианство приходит в Южную Аравию в период правления Йездигерда I (399-420 гг.), причём в востончносир. варианте.
Ну вот она, миссия Феофила! Только он был арианином… Эээээ…. [А. К.]
<с. 295>
, 1985
<с. 301>
Иудеохристианство в Химьяре. Эбиониты, назореи, элкасаиты. Встречное движение, со стороны христианства, тоже было. Связь Сирийской Церкви в обоих направлениях с иудаизмом.
<с. 303>
Монофиз.
и несторианские общины Аравии находились в постоянной связи с Персией. Феодор
Чтец (ок.
<с. 304>
Гетеродоксальные иудео-христианские представления были известны в Хиджазе. См. Коран 5. 110, «Евангелие детства» .
У семиоязычных народов, включая сирийцев, была сильна тенденция видеть в христианстве не преодоление, а продолжение иудаизма (в частности, призыв: Обрезайтесь!)
<с. 305>
У химьярских иудеев были синагоги.
Монотеистические тенденции в сабейских надписях (рахманан и т. п.)
Группы «богобоязненных» при синагогах, не всегда полностью вовлечённых в иудаизм. Деян. 17. 4 и 17. 17. отсюда этимология слова христианин в арабском и в персидском.
Словом, картина очень сложная. Ещё сложнее понять, как это сказывалось на Сокотре.