Тапас
Тоhда нам тапас предстояло
By logging in to LiveJournal using a third-party service you accept LiveJournal's User agreement
Все вспоминают
Ну… что ж я, рыжий, что ли?
Я тогда учился в МГУ и работал ночным сторожем в детском садике возле метро Фрунзенская.
Рано утром пришла уборщица и огорошила:
-- Что-то такое у нас в стране случилось!
-- Чавось?
Далее течение дня как-то смутно помню, но хотя бы какие-то сведения мне удалось раздобыть, самые основные. Что Белый дом там… Ну в самых общих чертах.
Дело стало клониться к вечеру. Я вышел на крыльцо детского садика и продекламировал:
-- Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые!
Затем извлёк из кармана ключ, запер входную дверь детского садика и пошёл пешком к Белому дому.
Туда пришёл, когда уже стемнело. Ддааа, скажу я вам, дорогие мои… Тютчев был прав. Такого зрелища я в жизни не видывал и едва ли уже увижу. Толпа, запрудившая площадь; баррикады в свете прожекторов и синих ламп, с фигурками людей на оных; какое-то всё время ораторство оттеда, с баррикад, в рупор мегафона… Не знаю, я не видел кажись ни одного докфильма об этом; но если бы я снимал тогда, я снимал бы именно это. Оно всё было как-то… величественно.
Ну а тут, в толпе, люди легко заговаривали друг с другом. Какая-то служба
разносила сигареты, кофе. Мне выдали пачку сигарет Parisienne, я был довольнёхонек. Люди делились друг с другом едой… При этом все как-то встали по своим местам, без особых даже команд. То есть сами собою образовались несколько цепей живого заграждения. По моим нынешним прикидкам, таких цепей было около десяти, если считать от набережной и до собственно баррикад. Я стоял, условно говоря, в пятой… ну где-то в середине.
Довольно долго ничего особенного не происходило. И вдруг пошло какое-то волнение, пошло оно со стороны моста через реку (откуда собственно и ожидалась угроза). Люди сцепились руками, сердца заиграли… По мосту шла какая-то техника – все думали, танки, там не видать было. Но через какое-то время напряжённого ожидания стало ясно: ничего не будет. Подъехал автобус (?) с Горбачёвым… И думаю, не один я испытал чувство странного разочарования: ну и чего? Опять этот тут будет «всем
давать урок хорошей речи»?
Тут стало светать, расходиться начал народ. Я тоже поплёлся к себе в детский садик. Утро было чудесное, солнечное, ясное. За время моего отсутствия на вверенном мне объекте, слатего, ничего не произошло.
Это в продолжение к нашим <h>абробатам (см. Брагинская Н. В., Коваль А. Н. Неженки и ноженьки: «иранический»
взгляд на Эсхила и Бакхилида. // Donum Paulum.
Studia Poetica et Orientalia. К 80-летию
П. А. Гринцера. М., Наука, 2008, сс. 74-114)
Там ещё есть агдабаты.
Персы, 924-926:
πολλοὶ φῶτες,
χώρας ἄνθος,
τοξοδάμαντες
Многочисленные мужи,
Цвет страны,
Укрощающие луками…
(Существующие русские переводы, как всегда, поразительно откуда берутся. Вот напр. Вяч. И. Иванов:
Молодежью страны!
Цвет ее, эти полчища сильных,
Эти конников тмы, мириады стрелков)
Brust М. Die
ἀγδαβάτης < *āgada-pati, где āgada ‘желание’, а pati примерно как у нас про <h>абро-бата: то ли «господин», то ли «хранимый». Бруст сравнивает это с др.-инд. kāma-pati, эпитетом Рудры (надо заметить, очень редким!).
греч. ἄγδην (‘ведя’) + βαινω (‘идти’); т. е. не исключает «присваивающего» воздействия родного форманта ἄγδην на чуждый иранский элемент.
Вообще ни на какие выводы Бруст не решается. А между тем вывод-то напрашивается сам собою. Если это лучники, тогда естественнее всего было бы видеть в слове ἀγδαβάτης кальку с иранского композита «господин лука», пати чего-то, где слово для лука
нужно поискать в общеиранском словесном фонде.
Что же касается пространной истории о спрятанном Иеремией огне алтаря и обретении его при создании нового алтаря, то эта история имеет прямое отношение к редакторской вставке 10. 1-8. Главная задача Письма о спрятанном огне - доказать, что огонь на алтаре Второго Храма в Иерусалиме тот же, что снизошел с неба при освящении Первого Храма (2 Хр 7. 1). Письмо прослеживает преемство огня от Соломона к Иеремии и Неемии. Но остается вопрос об освящении нового алтаря и священном огне для него. Шварц обращает внимание на то, что в добавленном
фрагменте 10. 1-8, в ст. 3 говорится: «и, очистив Храм, соорудили
другой жертвенник, и, чтобы принести жертву после двухлетнего перерыва, зажгли камни и взяли от них огонь, совершили воскурения, зажгли светильники и предложили хлебы». При описании чуда в 1. 31-32 во времена Неемии (Зерубавеля)
также загораются камни: «А когда жертва была сожжена, Неемия приказал оставшейся водой <т. е. нефтью> полить камни покрупнее. Едва сделали это, как вспыхнуло пламя, но свет, засиявший в ответ от жертвенника, поглотил его». Не стоит выяснять, что физически стоит за чудом - высекался ли огонь в 10. 3 и воспламенялись ли пары нефти в 1. 31-32
<span style="line-height: 150%